Рынок спецтехники, анализ рынка
В течение последнего времени средства массовой информации и различные аналитические агентства утверждают, что отмечается планомерный экономический подъем и возрастают уровни производства. Между тем, за период мирового финансового кризиса российский рынок специализированной техники существенно затормозил свое развитие, как, впрочем, и многие иные отрасли экономики.
За первые шесть месяцев 2009 года объемы внутрироссийского производства большегрузного строительного спецоборудования были снижены более чем в 3 раза. В сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, с заводских конвейеров сошло всего 6528 единиц машин, против 20328, выпущенных ранее. Неутешительная ситуация вполне очевидна. Наибольшее падение производства отмечалось в сегментах трубоукладчиков, бульдозеров и экскаваторов.
Совместно с сокращением производства, был уменьшен и импорт, о чем свидетельствует таможенная статистика. Ввоз в страну иностранной спецтехники за 2009 год был снижен примерно в пять раз. Значительно изменилась и его структура: возросла процентная доля тракторов, в то время, как число экскаваторов погрузчиков и катков было сокращено. Подобная тенденция объясняется повышением курса иностранных валют, результатом которого явились высокие цены. Находя выход из положения, покупатели, среди которых могли быть как государственные, так и частные строительные компании, предпочитали переоборудовать более дешевые тракторы в грейдеры, экскаваторы или бульдозеры при помощи относительно недорого навесного оборудования. Благодаря данной ценовой разнице удавалось существенно сократить стоимость новой технической единицы.
Сложившаяся ситуация начала изменяться примерно в январе 2010 года. По итогам первых трех месяцев российские производители показывают уверенный, пусть и небольшой, рост выпуска специализированной техники. Согласно аналитическому обзору издания «Российская газета» производство отечественных строительных машин отмечает положительную возрастающую динамику в сравнении с импортом. Такое положение специалисты объясняют значительным перенасыщением площадок производителей готовой техникой в период начала прошлого года, т.к. количество дорогостоящего импортного оборудования превысило объемы дешевой российской техники.
Важную роль в посткризисном восстановлении отечественного рынка сыграла государственная поддержка российских производителей. Выделение госсредств на покупку отечественных строительных машин в лизинг, а также субсидии субъектам РФ, направленные на приобретение именно российской дорожной, коммунальной и прочей техники, расставили определенные приоритеты. Позволяя, таким образом, искусственно поднять спрос и ввести в эксплуатацию готовые единицы машин, государство оказало существенное воздействие на восстановление производства.
В данный момент наибольшим спросом пользуются башенные краны. На российском рынке этот тип техники представлен широким спектром продукции нескольких крупных промышленных объединений и рядом официальных дилеров известных зарубежных концернов. Примером может служить Одинцовский машиностроительный завод, с конвейера которого сходят краны грузоподъемностью 8 и 10 тонн, высотой стрелы до 160 метров. Краны Ржевского краностроительного завода позволяют поднимать груз на высоту до 220 метров и т.д.
Также, на рынке спецтехники России востребованы автогрейдеры, основная масса которых представлена компанией «Челябинские строительные и дорожные машины». К их числу относятся самое мощное полноприводное оборудование. Машины среднего класса выпускают в Орле на «ОПК-Дормаш» и в Брянске на заводе «Арсенал».
Преобладающее количество бульдозеров, представленных сегодня, являются продукцией Челябинского тракторного завода. Конкуренцию ей составляют машины компании «Строительные и мелиоративные машины» города Брянск и техника Дмитровского экскаваторного завода.