История создания автокрана, область применения автомобильных кранов
Специализированная строительная техника, основной рабочий орган которой - стрела, позволяющая выполнять погрузку и выгрузку тяжеловесных, массивных, сыпучих (при наличии ковша) и иных грузов - таково сухое и лаконичное определение автомобильного крана. Между тем, история устройства весьма интересна, а область его применения сегодня столь широка, что нельзя представить ни одной стройки, монтажа и демонтажа без использования этого оборудования.
Первые подъемные механизмы были известны человеку еще в VI веке до нашей эры. Согласно археологическим данным, жители Древнего Египта использовали в своей деятельности разнообразные устройства, помогающие им доставлять грузы и рабочие инструменты на возвышенности и верхние части строящихся конструкций. Естественно, что приспособления тех времен были просты и мало технологичны.
Революция в области промышленности и машиностроения началась в XVIII веке, очень скоро вызвав настоящую лавину новых идей и разработок. Развитие технических наук, изучение свойств материалов и совершенствование строительных расчетов привело к установлению новых критериев в области возведения конструкций. В этот период отмечается появление множества технических школ и университетов, что способствовало накоплению и расширению инженерных знаний. Увеличилось не только количество специалистов в данной области, но и повысился их профессиональный технический уровень. Эти изменения долгое время были лишь некой «подготовкой», которая постепенно, только в первой половине XIX века стала базой для создания конструкции подъемного автокрана.
В 1834 году в Болтоне (близ Манчестера) фирма Hick&Rothwell изготовила первый портовый чугунный кран с грузоподъемностью 2 тонны. Спустя 4 года подобная машина создается в Германии, на Рейне. Строительство первых цельнометаллических кранов было связано с возведением мостов, поэтому они имели гидравлическое устройство, но совместно с этим и имели ряд существенных недочетов.
Примерно в тот же период руководитель Высшей комиссии горного дела, герр Альберт из Германии совершает еще одно открытие, ставшее важным шагом в развитии грузоподъемной техники: изобретение гибкого металлического троса путем переплетения отдельных проволок.
Далее, вплоть до начала 40-х годов XIX века следует ряд совершенствований и доработок: создание портативного крана с тележкой (1843 год), патент оригинальной конструкции стрелы Брайтона У. Фэйрбейма (1850 год), изобретение решетчатой балки (1874 год) и т.д. Известно, что подъемные краны с использованием электричества были выпущены США и Германией примерно в одно время того же XIX века.
История отечественных автокранов берет начало ровно через сто лет после создания первого чугунного прототипа. В 1934 году с конвейеров завода «Красный металлист» сошел подъемный кран, смонтированный на автомобильном шасси «Я-5» и имеющий грузоподъемность 1,5 тонны. Но в связи с неэкономичностью и низкой грузоподъемностью, сфера использования машин того времени ограничилась фронтом. Использование данной техники в строительстве и иных областях мирной жизни началось лишь в 70-х годах, благодаря появлению гидравлических приводов. Механизмы автокранов совершенствовались, создавались новые устройства и навесное оборудование, что существенно расширило область их применения.
Современные автомобильные краны используются в различных погрузочных, разгрузочных, такелажных, строительно-монтажных и иных видах работ. Разнообразие моделей и технических характеристик позволяет выполнять индивидуальных подбор машин для осуществления той или иной деятельности. Сегодня существуют автокраны максимальной грузоподъемностью до 50 тонн и длиной стрелы около 45 метров. Они монтируются на основе автомобильных шасси разной мощности и, соответственно, имеют разные эксплуатационные характеристики.